Суббота
18.05.2024
14:46
Категории раздела
Мои статьи [12]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт учителя английского языка Сальниковой Марины Андреевны

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Технология развития критического мышления

    Технология развития критического мышления

    Основная цель применения ТРКМ  – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии  развития критического мышления посредством чтения и письма -  американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни  Стил, Курт Мередит.  В России реализуется с середины 90-ых годов.     В  основе технологии лежит:
    ·         диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
    ·         психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
    ·         педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

    Что такое критическое мышление?  Это мышление:
    ·         свободное
    ·         независимое 
    ·         рефлексивное
    ·         оценочное
    ·         аналитическое

    Алгоритм технологии развития критического мышления:

     

    Технологические этапы урока

    I стадия


    Вызов:
    - актуализация имеющихся знаний;
    - пробуждение интереса к  получению новой информации;
    - постановка учеником собственных целей обучения

     

    II стадия

     

    Осмысление   содержания:
    - получение новой информации;
    - корректировка учеником поставленных  целей обучения


     III стадия

     

    Рефлексия:

    - размышление, рождение нового знания;
    - постановка учеником новых целей обучения

    Содержание каждой фазы

    ВЫЗОВ

    Деятельность учителя -  Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

    Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

    Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:

    Рассказ – предложение по ключевым словам;
    Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
    Верные и неверные утверждения;
    Перепутанные логические цепочки…

     

    Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

    II.Осмысление содержания

     

    Деятельность учителя - Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

    Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

    Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+»,  (на полях);

    поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы.

     

    III. Рефлексия

     

    Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям;  внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.

     

    Деятельность учащихся -  Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

     

    Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц.Установление причинно-следственных связей между блоками информации.Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.Ответы на поставленные вопросы.Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

    На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

    Приемы технологии РКМ
    1.     «Инвентаризация» - составление списка известной информации
    ·         Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
    2.     «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения
    ·         На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
    ·         На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
    3.     Ключевые слова
    ·         Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
    4.     «Тонкие» и «толстые» вопросы

    Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

    Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

    5.   Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал».

     6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения
    I – interactive    -  интерактивнаяN – noting         -  размечающаяS – system         -  системаE – effective      -  для эффективногоR - reading and  - чтения и      
    T - thinking        - размышления
     Содержание приема:
    1. Чтение текста с маркировкой:
    ·           " V " - уже знал     " + " - новое     " - " - думаю иначе, не согласен     " ? " - не понял, есть вопросы  

    7.     Зигзаг –групповая работа с текстом
    Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждый учащийся работает со своим текстом,  по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

     

     8. Эффективная лекция  -
    ·          Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
    ·         Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
    ·         Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
    ·         Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

    9.Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала                                                                                                                  Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

     

    10.      Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

    11.   Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
    ·         Р – роль, от чьего лица составляется текст
    ·         А- аудитория кому адресован текст
    ·         Ф- форма
    ·         Т – тема

    Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

    Стадия вызова
    ·         «Инвентаризация»
    ·         «Верите ли вы…»
    ·         «Ключевые слова»
    ·         «Тонкие» и «толстые» вопросы
    ·         Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
    Стадия осмысления
    ·         ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
    ·         Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
    ·         Зигзаг
    ·         Лекция
    ·         Поиск в тексте ответов на вопросы
    Стадия рефлексии
    ·         Ответы на вопросы
    ·         Кластер
    ·         Синквейн
    ·         Проверка и обсуждение таблиц
    ·         Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
    ·         Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

    Эффективность использования технологии критического мышления

    В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи  (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнение заданий);
     
    Технологичность КМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления;
     

    КМ  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
     

    В    технологии КМ  заложен  прием    взаимообучения.  Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;


    Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный,  рефлексивный;
     
     КМ  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.) 

    Категория: Мои статьи | Добавил: Marina-ekb (05.11.2016)
    Просмотров: 230 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar