Суббота
18.05.2024
13:14
Категории раздела
Мои статьи [12]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт учителя английского языка Сальниковой Марины Андреевны

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    ТРКМ через чтение и письмо

    Технология РКМЧП

    Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. 
    Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека  информационному полю.Цели:1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.2) развитие таких качеств личности, как  критическое мышление;  рефлексивность;коммуникативность;  креативность;  мобильность; самостоятельность; толерантность;  ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; 3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации). Задачи: научить школьников
    1) выделять причинно-следственные связи;
    2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
    3) отвергать ненужную и неверную информацию;
    4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
    5) выделять ошибки в рассуждениии;
    6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
    7) избегать категоричности в суждениях;
    8) быть честным в своих суждениях;
    9) опрежелять ложные стереотипы;
    10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
    11) отличать факт от предположения или мнения;
    12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
    13) отделять главное от несущественного.                                               
    Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч.Темпл, Д Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года. 
    Модель урока в технологии РКМЧП 

         Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

    1. «ВЫЗОВ».

    •  актуализация и обобщение знаний по теме;
    •  мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме);
    •  побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома).

    2. «ОСМЫСЛЕНИЕ»

    •  получение новой информации;
    •  осмысление этой информации;
    •  соотнесение ее с уже имеющимися знаниями;
    •  поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.

    3. «РЕФЛЕКСИЯ».

    •  закрепление полученных знаний;
    •  обобщение информации;
    •  присвоение учеником нового знания;
    •  формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

               

    Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП

       

    Название

    Характеристика

    Применение

    «Корзина» идей, понятий, имен

    На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

    «вызов», «рефлексия»

    Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

    В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. 

    «вызов», другие этапы урока, домашнее задание

    Учебный мозговой штурм

    1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

    «вызов», «осмысление»

    Ассоциации

    «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

    «вызов»

    «Дерево предсказаний»

    «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

    «вызов», «рефлексия», домашнее задание

    «Карта познания»

    От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

    «вызов», «рефлексия»

    «Перепутанные логические цепочки»

    Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

    «вызов», «рефлексия»

    Пометки на полях (инсерт)

    Учащиеся читают текст, делая пометки:

    «v» -известная информация;

    «+» - новая информация;

    «?» - непонятная информация;

    «  » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

    После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

    «осмысление», «рефлексия»

    Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

    Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

    «осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

    Лекция с остановками

    После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

    «осмысление»

    Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

    Во время лекции ученики работают с таблицей:  «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования  приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и «  » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара  обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.

    «осмысление»

    Чтение с остановками

    Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

    «осмысление»

    Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

    «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. 

    «осмысление»

    Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

    Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

    «осмысление», «рефлексия»

    Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

    1. Одно существительное – тема синквейна.

    2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

    3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

    4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

    5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

    Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

     

    «рефлексия»

    Написание эссе

    Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы.

    «рефлексия»

    Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

    «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

    «рефлексия»

    РАФТ

    Р(оль)

    А(удитория)

    Ф(орма)

    Т(ема)

    Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

    «рефлексия»

    Дискуссия

    Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».

    все этапы, особая модель

                       

    Рекомендуемая литература
     

    1.      Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

    2.      Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.

    3.      Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо.http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504

    4.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

    5.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.

    6.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.

    7.      Зачесова Е.В. Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи». http://doob-054.narod.ru/RCMChP.html

    8.      Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.

    9.      Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.

    10.  Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии.http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802

    Категория: Мои статьи | Добавил: Marina-ekb (05.11.2016)
    Просмотров: 269 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar